Чем_шлифовать_эпоксидную_смолу

Чем_шлифовать_эпоксидную_смолу

Как и чем выполняется шлифовка и полировка эпоксидной смолы

Шлифовки и полировки изделия из эпоксидки не потребуют только в одном случае, если ею заливаются выровненные строго в горизонталь полы.

Эпоксидная смола после застывания, несмотря на свою способность к минимальной усадке во время полимеризации, небольшую усадку все же имеет. При заливке полов это выражается в некоторой микроволнистости получаемой поверхности. Зрительно это выглядит, как искажение отражений в таком полу. Но никакими соображениями оправдать шлифовку и полировку такого пола невозможно, он станет невероятно скользким и травмоопасным, особенно если на него попадет влага.

В остальных же случаях (столешницы, декоративная отделка стен в виде кухонных фартуков, не говоря уже о бижутерии и ювелирке) готовые изделия из высококачественных эпоксидных смол требуют дополнительной обработки в виде сначала шлифования, а затем полирования. Но с таким материалом, как эпоксидная смола после полной полимеризации, эти процессы имеют рад особенностей, делающих шлифовку и полировку таких изделий сильно отличающуюся от проведения подобных работ на других материалах, например, стекла, камня, дерева.

Твердость эпоксидного материала

Несмотря на широко декларируемое отсутствие усадки при полимеризации эпоксидки, усадка все же есть, маленькая, в пределах примерно 1-2%, но имеется. На практике это выглядит или как шов от молда (формы), или небольшая волнистость поверхности. В маленькой, изящной безделушке, выходящей из рук изготовителя бижутерии, любой, даже самый маленький дефект резко снизит привлекательность изделия. От потеков смолы во время работы никто не застрахован, а это уже серьезный недостаток, убираемый только грубой абразивной шкуркой, а кроме потеков, могут выступить дефекты в виде:

  • излишков массы при заливке;
  • сколов, мелких задиров и царапин;
  • неровных, заостренных кромок и краев;
  • впадин.

Так что потом в дело пускаются наждачки с зерном «ноль» и «два ноля», а позже и полировальные пасты.

Приспособления и инструменты

Если партии изготавливаемых поделок небольшие, и дело не поставлено на поток, на промышленную основу, то можно обойтись рабочим минимумом. Это поролоновые губки с наклеенным на них слоем абразива разной степени зернистости, отдельные наждачные шкурки от «тройки» до «двух нулей», надфили и даже пилки для ногтей с алмазным напылением.

Из средств механизации процессов можно ограничиться такой вещью, как дремель – мобильный и миниатюрный инструмент с высокооборотистой вращающейся часть с насадками, применяемый для гравировок по металлу. К нему продается масса насадок разного диаметра, без которых невозможно выполнить работу по изготовлению, например, сережек, кулонов, колец.

Но у него есть и крупный недостаток: высокооборотистость может обернуться травмирующим фактором, а так как вещицу нельзя зажать в любое фиксирующее приспособление вроде тисков (на поверхности неминуемо останутся грубые следы, это все же не высокоуглеродистая сталь по степени прочности), изделие при обработке может вырвать из пальцев, и мало того, что его зашвырнет куда-то в неизвестную сторону, так еще пальцы получат травму. Поэтому самые тонкие процессы приходится делать вручную.

Второе механическое приспособление — фрезер для маникюра. Это похожее по принципу действия устройство, но с количеством оборотов в минуту поменьше, чем у дремеля. Некоторые мастера при работе с этими электромеханическими устройствами для того, чтобы удержать поделку в руках, наклеивают на губы пассатижей слой рубчатой жесткой резины толщиной в 2-3 мм. Последним приспособлением для полировки становится диск из жесткого и упругого поролона, закрепленный опять-таки на чем-нибудь быстро вращающемся. Притом диски покупаются разного диаметра от 10 до 100 мм.

Поверхность таких дисков натирается пастой ГОИ зеленого, серого или коричневого цвета. От цвета пасты зависит ее степень абразивности: самые грубые имеют светло-зеленый цвет, а для придания поверхности зеркальных свойств используют уже самую темную, почти черную пасту ГОИ.

Полировочный материал под названием «Паста ГОИ» был разработан в свое время Государственным Оптическим Институтом (ГОИ) для окончательной полировки оптических линз и зеркал в телескопах-рефлекторах и рефракторах, а также для изготовления прецизионных объективов фотокамер. Запатентован, как советское изобретение, используется по всему миру на лицензионной основе.

Микроволнистость при усадке во время застывания эпоксидок проявляется часто и на поверхностях столешниц или кухонных фартуков, когда они находятся еще в стадии заливки и застывания в горизонтальном положении. Там дефекты поверхности, если вам нужен идеально ровный слой, убираются уже более грубыми инструментами.

Читайте также:  Как_сделать_поделку_корзинку_из_шишек_сосны

Чаще всего это шлифовальные машинки для дерева. Притом с вращающейся, а не вибрационной частью. Хотя можно и комбинировать применение этих разных по принципу действия агрегатов: на первом этапе по поверхности проходят вибрационной, с грубой наждачной шкуркой, потом сменяют шкурку на более мелкую и деликатную, и только окончательную отделку проводят машинкой с вращающейся высокооборотистой частью. Отделывая сначала поверхность «нулевкой», а потом меняя круг на упругую резиновую или поролоновую воронку их плотного, твердого упругого поролона, пропитанного пастой ГОИ.

Как минимизировать появление дефектов

Что уменьшить число дефектов, рабочее место должно быть строго горизонтальным. Это достигается выверкой длины ножек, подкладкой под них клинышков. Серьезно относящиеся к своем делу мастера или заказывают специальный верстак с возможностью регулировки наклона рабочей поверхности, или вделывают в низ ножек регулировочные винты, изменяющие высоту и угол наклона стола.

Поверхность такого верстака устанавливается строго горизонтально с помощью уровней, только так можно добиться ровного затекания эпоксидной смолы в молды и застывания изделия именно в той конфигурации, как это было задумано изначально. В этом немалую роль играет материал форм, их фактурность. Ведь действительно, нельзя получить гладкую поверхность отливки, если стенки молда шероховаты или вообще упорядочено-структурированы.

Но неровности поверхностей отливок могут образоваться и от смазочного слоя, на котором остались следы от наносящего их инструмента (лопаточек) или даже от пальцев. Поэтому крайне редко получается, что вышедшее из формы вроде бы готовое изделие не нуждается в обработке. Задача мастера, минимизировать эти дополнительные работы.

Порядок приведения изделия в товарный вид:

  • осмотр вышедшей их формы поделки, определения фронта работ;
  • подбор приспособлений и инструментария для работы;
  • доведение поверхности изделия до прозрачности.

Дело в том, что чем грубее абразив, применяемый для обработки поверхностей, тем более матовой, непрозрачной она будет. Образующиеся на поверхности изделий крупные мелкие царапины и бороздки ломают прохождение лучей света, препятствуя их прямому ходу. В итоге получается матовый внешний слой.

Доведение до прозрачности предполагает применение все более тонких, мелких абразивов, которые в конце обязательно заменяются совсем уж милимикронными зернами паст ГОИ.

  • Для контроля прозрачности полезно время от времени смачивать полируемую поверхность водой. Если после высыхания водного слоя нет разницы в прозрачности, значит полировка закончена.
  • После завершения полировки изделие нужно покрыть специальным твердым после высыхания лаком для скрытия возможных, незаметных глазу дефектов и предохранения от получения новых. В качестве таких лаков могут быть использованы или паркетный на водной основе, или лак-гель для маникюра, но к нему тогда нужно иметь ультрафиолетовую лампу, облучение которой и делает лак твердым.

Не используйте для полировки и окончательной отделки войлочные или фетровые круги. Они могут безнадежно испортить изделие, особенно, если нанесенная паста ГОИ или иной полировочный материал разбавлены маслами или маслоподобными жидкостями вроде керосина или солярки. Произойдет внедрение этих материалов в верхний слой изделия вместе с загрязненными частицами, неизбежными в процессе полировки. Это все же не камень и стекло, а полимер, подверженный воздействию высоких температур, неизбежных в местах касания инструмента к поверхности.

Учитывая, что застывшая эпоксидка представляет собой сложный полимер с разветвленными связями, для ее шлифовки и полировки можно использовать полировочные пасты для автомобильных деталей из высокопрочного пластика. Только они должны быть на водной основе.

Температурная стойкость

В этой связи нужно учитывать еще и стойкость давно и прочно застывшей эпоксидной смолы к термическому воздействию. Дело в том, что интенсивная обработка поверхностей изделий из эпоксидных смол (притом любых, их первоначальная цена, качество и уникальность не имеют никакого значения) абразивным и иным материалами вызывает местное, локальное повышение температуры в месте проходки абразива с поверхностью изделия. Чем прочнее отливка, тем выше температура в месте контакта. На микроучастке соприкосновения она может кратковременно, на доли секунды, повышаться до 200-300°C градусов.

Читайте также:  Острый_цистит_у_кота_лечение

Не нужно забывать о пыли, неизбежной во время шлифовочных работ. При обработке больших плоскостей ее может набираться за рабочий день до килограмма осевшей, как на рабочем месте, так и в самых неожиданных местах помещения. Так что выходом из положения становится надевание патрубка от включенного пылесоса на специальное гнездо шлиф-машинок, которое обязательно предусматривается в последних поколениях этого инструмента.

Регулярно проводимая влажная уборка помещения также важна. Эпоксидная пыль может выступить в роли очень сильного аллергена, так что не стоит пренебрегать такими защитными мерами, как респиратор на лицо, защитные очки и шапочка или косынка, закрывающая волосы.

Обилие пыли и отходов в виде твердых частиц будет тем выше, чем выше прочность отлитого изделия, а она зависит от типа отвердителей, применяемых для запуска процессов полимеризации. Притом известно, что для ювелирки и бижутерии применение низкотемпературных отвердителей типа ПЭПА неприемлемо. Они не позволят получить полностью не только прозрачный, но и бесцветный слой.

Применяют ТЭТА или его аналоги по химическому строению и принципу отверждения, а они имеют одну особенность, которая позволяет делать отливки высокой прочности: после 24-х часовой выдержки от начала запуска полимеризации изделие на 2-3 часа помещают в духовку, печь или иное устройство, где поддерживается температура в 80°C градусов. Это увеличивает твердость готового, застывшего полностью, эпоксидного материала в единицах Мпа или кгс/мм, измеряемой по шкалам Бриннера, Виккерса или Роквелла.

В свою очередь, чем тверже полученная отливка и чем больше на ней внешних дефектов, убираемых шлифовкой и полировкой, тем выше температуры пограничного слоя при обработке.

Шлифовка изделий из эпоксидной смолы – инструкция и советы мастеру

Из эпоксидной смолы получаются очень красивые и оригинальные украшения – особенно при точном соблюдении технологии. Но даже у самого опытного мастера готовое изделие может быть немного неровным, на нем нередко имеются потеки. Справиться с проблемой поможет полировка эпоксидной смолы. Этот этап позволит обработать бижутерию и иные изготовленные предметы быстро и с отличным результатом.

Полировка изделий из эпоксидки

Бижутерию из эпоксидного компаунда сейчас делают многие рукодельницы. «Домашние ювелиры» точно знают, что при вынимании изделия из формы (молда) со стороны заливки часто образуется бороздка. Оказывается, эпоксидка по мере застывания немного уменьшается в размере и меняет форму. Не менее часто возникает потребность в коррекции гладких кристаллов, кулонов, медальонов. На их обратной стороне могут появляться разводы, потеки, наросты. Также необходимость в обработке поверхности есть при наличии таких дефектов:

  • излишков заливочной массы;
  • царапин и мелких сколов;
  • выступающих кромок;
  • неровных, заостренных краев;
  • впадинок.

Если дефект серьезный, отчаиваться не нужно. Придется хорошенько отполировать предмет, после чего нанести еще один слой эпоксидки. Это позволит скрыть недостаток без потери для качества. Все минусы будут сглажены, изделие станет смотреться идеально. Шлифовка и полировка – заключительная стадия работы, придающая завершенность украшению.

Инструменты и материалы

Обрабатывать готовую бижутерию в домашних условиях можно разными способами. Это делают вручную или механизированным методом. Самые простые приспособления для работы – обычная пилочка для ногтей, затирочная губка, наждачная бумага с мелким зерном. Ручной способ используется для шлифования самых деликатных изделий, для тонкой отделки. Более крупные предметы вначале шлифуют наждачкой с более грубым абразивом, потом грани зачищают начисто, доводя их до нужной гладкости, прозрачности.

Также для работы с галантереей могут потребоваться такие инструменты:

  • дремель – ручной инструмент с вращающимся стержнем, разными насадками, им можно шлифовать ювелирные изделия;
  • фрезер (машинка для маникюра) – работает аналогично дремелю, но имеет меньшее число оборотов.

Если кулоны, серьги, браслеты делаются регулярно, лучше сразу приобрести дремель. Им удобно просверливать дырочки для присоединения колец, проволочек крепления. Единственным минусом можно назвать непригодность мощного прибора для самой тонкой работы, для поделок микроразмера. Малые детали выбивает из рук, к тому же, есть риск пораниться. Поэтому следует иметь и электроинструмент, и ручные полировальные приспособления.

Читайте также:  Микросхема_3842_блок_питания

Рекомендации по шлифовке

Чтобы не пришлось удалять слишком крупные дефекты, следует заранее принять меры по профилактике, работать осторожно, аккуратно. Молды заливают медленно, без резких движений, равномерно. Это снизит риск формирования бороздок. Стол для работы нужно выставлять по уровню строго горизонтально, тогда эпоксидка распределится без потеков, перекосов.

Чтобы добиться блестящей поверхности изделия, следует выбирать молды с глянцевыми стенками. Матовая основа форм придаст такую же «внешность» украшениям из эпоксидной смолы.

Ниже приведен порядок полировочных работ, если дефекты на изделиях все-таки образовались:

  1. После вытряхивания украшения из формы нужно внимательно его осмотреть. Если есть крупные дефекты, вначале требуется грубая обработка. Для нее идеально применение полировальной машины со скоростью до 1000 оборотов в минуту. Такой способ устранит волны, наросты, сделает изделие более гладким.
  2. Вторым этапом придают украшению прозрачность. Для этого предмет должен полироваться менее крупным абразивом. Применяют профессиональные круги с мелким зерном, а также специальные автомобильные полировочные пасты. Круг смазывают пастой, предварительно убеждаются, что он сухой, чистый, без царапин.
  3. После использования полироли можно получить прозрачную, ровную поверхность застывшей смолы. Даже самые мелкие недочеты будут ликвидированы.
  4. В завершение работы изделие рекомендуется покрыть специальным лаком, защищающим пигменты от УФ-излучения. Это также требуется для предотвращения желтения.

Некоторые авторы советуют полировать предметы из эпоксидки поролоновыми кругами, насаженными на дрель, включая мелкие обороты. Вначале проходятся по граням мелкозернистой наждачкой с водой, убирая крупные неровности. Далее поролоном и полировочной пастой доводят украшение до блеска. Если полироли нет, применяют мыльную воду. Войлочные насадки использовать нельзя, они могут испортить предмет из эпоксидки.

Как полировать бижутерию и иные изделия, если специальных инструментов нет? Можно взять обычный маникюрный набор. Им спиливают неровности, затем до конца дошлифовывают поверхность наждачкой вручную с водой (используют зерно 600-800). В окончание работы берут полироль, втирают в предмет при помощи ватного кружка. Основание становится полностью прозрачным. После используют паркетный лак на водной основе, который придаст украшению завершенный вид. Вместо этого материала допустимо применить покрытие гель-лаком, затем высушить его специальной лампой для ногтей.

Техника безопасности

Материал подвергается полной полимеризации спустя сутки, некоторые смолы можно эксплуатировать лишь через 48 часов. Начинать шлифовку можно только после отверждения эпоксидки, иначе изделие будет испорчено. До завершения полимеризации смола вредна для здоровья, она выделяет токсичные вещества. Не менее вредно вдыхать частички пыли во время шлифовки. Поэтому рот и нос следует защитить респиратором, глаза – очками, руки – перчатками. По завершении работы помещение надо тщательно проветрить, одежду постирать.

Полировка изделий из эпоксидной смолы

Для того, чтобы получить красивую прозрачную поверхность украшений из эпоксидной смолы, после застывания заготовку нужно отшлифовать и отполировать.

Шлифуют изделия вручную или с помощью электроинструментов, сменяя зернистость шлифовальной бумаги или бруска от грубых зерен к мелкой шкурке “нулевке”. Крупнозернистой шкуркой убирают грубые дефекты – наплывы, зазубрины, мелкой – шлифуют поверхность до гладкости, убирая мелкие царапинки.

Однако после шлифовки поверхность теряет свою прозрачность и блеск и нуждается в полировке. Полировать изделия можно пастой Гои или полировочными пастами из автомобильных магазинов (для пластика).

А рукодельница по имени Джо, автор блога http://smilemonsters.blogspot.ru, поделилась своим способом полировки изделий из эпоксидной смолы.

Для полировки она использует порошковый полировочный состав из автомобильного магазина и карнаубский воск.

Возьмите кусочек старой ткани (можно фетра), нанесите немного полировочного порошка на заготовку и натирайте поверхность круговыми движениями. Не нажимайте слишком сильно!

Если вам кажется, что вы достаточно хорошо отполировали поверхность, то снимите порошок с заготовки чистой тряпочкой и рассмотрите поверхность. При необходимости повторите процедуру полировки.

Затем нанесите на эпоксидную поверхность немного карнаубского воска. Дайте ему впитаться в течение 10 минут.

Затем сложите ткань (удобно использовать салфетки из микрофибры) несколько раз, формируя мягкую подложку, и положите на стол. Возьмите вашу заготовку и полируйте ее об сложенную салфетку, стирая лишний воск, до достижения гладкой прозрачной поверхности.

Ссылка на основную публикацию
Чем_убрать_ржавый_налет_в_унитазе
Удаляем ржавчину и налет в унитазе Основными причинами образования ржавчины являются ошибки в уходе за сантехникой и низкое качество воды...
Чем_покрыть_натуральный_камень
Чем покрыть плитняк во дворе, чтобы был мокрый эффект? Сейчас на рынке очень много материалов для покрытия плитняка или дикого...
Чем_полезен_чайный_гриб_отзывы
Чайный гриб: польза и вред для человека, отзывы врачей Исторические данные гласят, что по завершении японско-русской войны люди узнали, что...
Чем_убрать_сорняки_с_огорода
Как избавиться от травы во дворе и на огороде народными средствами С наступлением весны у многих дачников начинаются хлопоты не...
Adblock detector