Что_с_электричеством_сегодня

Что_с_электричеством_сегодня

Что с электричеством сегодня

Наша техногенная цивилизация без электроэнергии может запросто погрузиться в коллапс, ведь жизнь современного человека часто напрямую зависит от всевозможных механизмов и приборов. Можете вообразить мегаполис, который на сутки оказался обесточенным? Именно такой казус и приключился в Москве 25 мая 2005 года.

«У нас это невозможно»

Масштабные аварии время от времени затрагивают энергосистемы разных стран. Техника иногда ломается, а людям свойственно ошибаться. Например, 9 ноября 1965 года без света остался весь северо-восток США и часть Канады. Это чрезвычайное происшествие получило название «блэкаут» (англ. blackout — затемнение).

Самым крупным в истории до сих пор считается сбой в энергосистеме, случившийся 14 августа 2003 года. Тогда в результате каскадного отключения лишилось электричества более 50 млн человек — жители Нью-Йорка, Детройта, Кливленда, Торонто, Оттавы и многих других городов. Причем на восстановление энергоснабжения потребовалось почти двое суток.

В статье «Чья же дочь Авария?», опубликованной в «Российской газете» в 2005 году, обозреватель Евгений Арсюхин вспомнил, как председатель правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс в августе 2003-го на пресс-конференции заявил: «У нас это невозможно». Руководитель госкорпорации уверял, что жителям нашей страны не грозит такое масштабное ЧП, что стряслось в США и Канаде. А все потому, что российская энергетическая система обладает большим запасом прочности.
Однако последующие события показали, что каскадное отключение электричества вполне возможно и в нашей стране.

Что случилось

Подробный анализ произошедшего сделал автор статьи «Московский блэкаут. Кто виноват и что делать?» в журнале «Наука и жизнь» за 2006 год А. Петров. Все началось 24 мая 2005 г. около 21:00, когда на подстанции «Чагино» случилось малозначительное происшествие: перегорел один из трансформаторов. Это ничем не грозило московской энергосистеме само по себе, если бы не еще одно досадное недоразумение — как раз накануне рабочие залили этот трансформатор, стоявший на открытом воздухе, машинным маслом.

В результате электрическое замыкание спровоцировало небольшой взрыв, горящее масло разбрызгалось вокруг, и пожар охватил соседнее оборудование. Автоматическая система предотвращения ЧП среагировала, как и положено — подстанция «Чагино» отключилась. Затем встала и ТЭЦ-22, которая была связана с подстанцией высоковольтной линией электропередачи.

Но и это еще не грозило Москве масштабными проблемами. Тем более что за ночь энергетики придумали как компенсировать недостающие мощности, подсоединив столичные сети к линии, питающей Каширу.

Но утром, когда потребление электроэнергии возросло, а работа подстанции «Чагино» и связанной с ней ТЭЦ-22 еще не были восстановлены, система не выдержала. Напряжение в сети резко упало, и 25 мая 2005 года с 9:23 до 10:45 одна за другой подстанции: «Очаково», «Ногинск», «Пахра», «Калужская», «Михайловская» — встали. Началось каскадное отключение.

Цепная реакция затронула не только московские электросети. Прекратили свою работу Алексинская и Ефремовская ТЭЦ, Новомосковская и Щекинская ГРЭС. Без света остались более 6 млн человек — жители 5 административных округов столицы, 34 районов Подмосковья, Тульской, Рязанской и Калужской областей.

Только к 18:00 часам 25 мая энергетикам удалось восстановить электроснабжение жизненно важных объектов (больниц, предприятий ЖКХ, высокотехнологичных производств, транспортных компаний), а полное устранение последствий ЧП завершилось лишь к вечеру 26 мая.

Предпосылки

Доктор технических наук, Виктор Васильевич Кудрявый, в статье «Энергетика работает с перенапряжением» в «Новой газете» 2009 года высказал свое мнение относительно причин аварии. Специалист считает, что всему виной безграмотные действия руководителей отрасли.

«Прежде всего, во главе энергохолдинга, а затем ведущих энергокомпаний были поставлены управленцы общего профиля. В правлении и совете директоров РАО "ЕЭС России" не было энергетиков с положительным опытом управления крупными энергокомпаниями. По государственным и ныне независимым компаниям картинка аналогичная», — написал В. В. Кудрявый.

Отсутствие профессионалов на ключевых должностях привело к тому, что снизилась надежность работы всей отрасли. Ликвидация научно-технической службы проводилась в РАО «ЕЭС России» в рамках реформирования, перехода на новые, рыночные рельсы.

Эксперт журнала «Наука и жизнь» А. Петров указал в своей статье, что перестройка энергосистемы началась в столице с апреля 2005 года. Из состава когда-то единого ОАО «Мосэнерго» было выведено 12 независимых частных компаний: генерирующих, сетевых, сбытовых и ремонтных. Каждая из этих новых фирм открыла собственную диспетчерскую службу. Объединенное диспетчерское управление (ОДУ) «Мосэнерго» приказало долго жить. И столица осталась без единого центра, который мог бы оперативно реагировать на все возможные внештатные ситуации.

Именно поэтому незначительное происшествие на подстанции «Чагино» привело к масштабной аварии: не было должного уровня координации между диспетчерскими службами разных энергетических компаний. Отсутствие согласованных действий привело к тому, что точной картиной происходящего не обладал никто. А ведь утром 25 мая, когда возросло энергопотребление, достаточно было лишь найти дополнительные резервы, отключить некоторых (наименее значимых) потребителей на 1—2 часа, и никаких проблем бы не возникло. Помимо непрофессионального руководства и непродуманного реформирования работы московской энергосистемы, специалисты также относят к причинам аварии значительный износ оборудования на подстанции «Чагино» и других объектах.

Читайте также:  Телевизор_samsung_32_дюйма_отзывы

Последствия

Масштабная техногенная катастрофа в мегаполисе может создать множество ситуаций, потенциально опасных для жизни и здоровья людей. Человеческих жертв удалось избежать благодаря четкой и слаженной работе антикризисного центра, созданного в мэрии, а также при участии сотрудников всех оперативных служб.

Следует отдать должное спокойствию и выдержке москвичей и гостей столицы, сумевших не поддаться панике. Военные предоставили больницам мобильные дизельные электростанции, что спасло жизни многих пациентов.

По-настоящему опасная ситуация сложилась в метро. Поезда остановились, погас свет. Пассажирам пришлось самостоятельно выбираться на поверхность по неработающим эскалаторам. У некоторых людей этот непростой путь занял два часа. До утра 26 мая не работало 52 из 170 станций московского метрополитена.

Москвичам было сложно возвращаться домой, ведь трамваи, троллейбусы и электрички встали на своих путях, а из-за отключившихся светофоров образовались огромные пробки. В лифтах застряли, по разным данным, от 1 до 1,5 тыс. человек.

Авария вызвала многочисленные сбои в деятельности мобильных операторов, в южных районах Москвы не работали банкоматы. Торговые сети и промышленные предприятия понесли большие убытки.

Столичная мэрия оценила ущерб в 1 млрд 708 млн рублей, администрация Подмосковья — в 503 млн 940 тыс. рублей. Тульская область, которая тоже была обесточена 25 мая 2005 года, определила свои потери в размере 436 млн 800 тыс.

Авария нанесла не только экономический, но и экологический ущерб. В течение нескольких часов в Москву-реку поступали сточные воды, не прошедшие очистку, потому что объекты водного хозяйства тоже остались без электричества, а резервных источников питания у них не оказалось. Сточные воды даже прорвали систему канализации, затопив небольшой участок Волгоградского проспекта. Из-за отключения электричества новомосковский завод «Оргсинтез» был вынужден произвести сброс оксида азота в атмосферу.

Кто виноват

Политические противники председателя правления РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса попытались воспользоваться сложившейся ситуацией, чтобы отправить его в отставку. Этот вопрос обсуждался 27 мая 2005 года на заседании Госдумы РФ по инициативе фракции «Родина». А днем ранее глава госкорпорации давал показания в прокуратуре в качестве свидетеля. Однако ни следователи, ни большинство депутатов прямой вины политика в случившейся аварии не нашли. В итоге 4 июня в отставку ушли двое руководителей: генеральный директор компании «Мосэнерго» Аркадий Евстафьев и его заместитель по экономическим вопросам Владислав Назин. Отвечая на вопросы обозревателя «Российской газеты» Евгения Арсюхина о причинах аварии, член правления РАО «ЕЭС России» Андрей Трапезников решительно отстаивал необходимость реформирования отрасли.

«Сейчас энергетика одной ногой стоит в рынке, а другой — еще в государственно регулируемой экономике. Пока не придут частные инвестиции, пока энергетика не станет частной в полном смысле слова, говорить о модернизации сложно, как и об исключении ситуаций, когда из-за изношенности оборудования происходят сбои», — сказал представитель госкорпорации.

В Госдуме была создана рабочая группа по расследованию причин ЧП, которую возглавил вице-спикер Владимир Пехтин. 9 июня 2005 года он сообщил депутатам и журналистам, что во всем виноваты диспетчеры, которые вовремя не отреагировали на возникновение дисбаланса в энергосистеме. Кроме того, к аварии привело устаревшее оборудование и растущий дефицит мощностей, с которым столица сталкивалась уже не первый год. Доктор технических наук В. В. Кудрявый и ряд других специалистов высказали мнение, что из диспетчеров просто сделали стрелочников, возложив на них всю ответственность за аварию.

А эксперт журнала «Наука и жизнь» А. Петров в своей статье написал: «Но виноваты и руководители как московских, так и российских энергетиков. Нельзя было начинать реорганизацию, не подготовив и не научив персонал действовать в критических ситуациях».

Уроки извлечены

Полная реконструкция подстанции «Чагино» началась в конце 2006 года и была завершена в 2009-м. Одновременно в рамках программы «Московское кольцо» произошло переоборудование подстанций «Очаково», «Западная» и «Бескудниково». Сейчас все они работают в полном объеме.

Энергетики извлекли уроки из сложившейся ситуации, диспетчерские службы научились координировать свою работу. А возникающие время от времени нештатные ситуации больше не приводили к таким масштабным коллапсам.

В Москве ликвидируют крупнейшую аварию в энергосистеме

Обесточенной оказалась половина российской столицы. Не работают несколько линий метро, остановились трамваи и троллейбусы. В южных районах Москвы есть перебои с подачей воды и газа. Стало известно, что из-за аварии в Москве Президент задержал вылет в Ростовскую область на торжества по случаю 100-летия Михаила Шолохова.

Читайте также:  Спецодежда_для_сварщика_фото

В РАО "ЕЭС" заявляют, что причиной отключения электричества стал сбой в работе коммутационного аппарата на подстанции "Чагино". Глава Минпромышленности озвучил иную версию.

Виктор Христенко, министр промышленности и энергетики РФ: "Результат того, что мы сегодня имеем — это пожар и взрыв на подстанции "Чагино". В результате этого разрушен трансформатор, вышли из строя 500 кВ и 200 кВ линии. Сработала автоматика по отключению. На этот момент Калужская и Тульская области перешли на изолированный режим функционирования по энергообеспечению. Есть потери энергообеспечению по потребителям. Большой объeм потребителей сейчас находятся в режиме отключения. Работы по оценке, системному регулированию и по выявлению причин сейчас ведутся. Будет новая информация, мы еe сообщим".

В РАО "ЕЭС" РФ сегодня высказали свою точку зрения на развитие событий в Москве.

Андрей Трапезников, член правления РАО ЕЭС РФ: "Вчера в 21.17 произошло короткое замыкание и задымление с дальнейшим возгоранием на подстанции "Чагино" в районе Капотни. Подстанция старая, эксплуатируется более 40 лет. Персонал станции ликвидировал возгорание собственными силами, начались ремонтные работы. Сегодня утром подстанция послужила началом каскадного развития аварии. В результате системного характера аварии оказались затронуты энергетические объекты Москвы, Московской области, Калужской области и Тульской области. По оперативным данным, дефицит мощности в московском регионе составляет около 10%. Это существенно, но мы в состоянии будем ликвидировать последствия аварии".

Из-за отключения электричества остановилось движение поездов на Замоскворецкой, Калужско-Рижской, Люблинской, Бутовской, Каховской линиях метрополитена. На Серпуховской линии в тоннелях застряли не менее 43 составов. Под землeй оказались порядка 20 тыс. человек. Людей эвакуируют.

Эвакуированы все люди из поездов, которые находились в момент отключения напряжения в тоннелях. Это около 20 тысяч человек из 43 поездов. Системы жизнеобеспечения запитаны от других, независимых, источников питания с тем, чтобы предотвратить возможное затопление метрополитена. Работают оперативные штабы. Из работы выключены 252 станции. Отключено 27 центров, питающих метро электроэнергией. Через 1,5 часа после того, как на них подадут напряжение, метрополитен возобновит работу.

И теперь более подробно о ситуации на Серпуховской линии, где, как мы уже говорили, отключение электроэнергии привело к остановке нескольких десятков поездов. Спасателям в экстренном порядке пришлось эвакуировать из-под земли несколько тысяч пассажиров.

В настоящее время идeт эвакуация пассажиров, которые оказались заблокированы в московской подземке. Люди с пониманием относятся к сложившейся ситуации. Около выходов станций метро дежурят машины "скорой помощи". Чтобы компенсировать временное бездействие метро, в российской столицы на маршруты выведено дополнительно 1000 автобусов. 6 компенсационных маршрутов курсируют от станции метро "Битцевский парк" до — "Октябрьская", от "Бульвара Дмитрия Донского" до станции "Серпуховская", от метро "Красногвардейская" до — "Автозаводская", от станции "Марьино" до Кузьминок. От метро "Печатники" до — "Кузьминки". По данным информационных агентств, на 14.00 мск. движение в московском метрополитене не возобновлено. В настоящее время стоят Бутовская линия лeгкого метро, часть Калужско-Рижской линии. На Замоскворецкой ветке нет движения от станции "Павелецкая" до "Красногвардейской". Полностью обесточена Люблинская линия.

Из-за аварии в энергосистеме Москвы оказались обесточены порядка 15 лечебных учреждений.

Андрей Сельцовский, руководитель департамента здравоохранения Москвы: "Свыше 20 больниц отключены от питания. В большинстве больниц операции и роды закончились. Проблем сейчас нет нигде, за исключением 7-й больницы. Туда повезли передвижную электростанцию. Там несколько детей находятся на аппаратном дыхании. В центре планирования семьи эта проблема решена также, как и в 15-й больнице. Мы боремся с аварийной ситуацией. У нас будут проблемы так, как отключено большое количество больниц. Мы будем работать с теми, у кого есть электростанция. Это большая нагрузка на всех оставшихся врачей".

В Москве образовались многокилометровые пробки. Транспорт стоит на Волгоградском, Рязанском и Ленинском проспектах, на Каширском, Варшавском шоссе, а также шоссе Энтузиастов.

Из-за сбоя в электросистеме столицы движение по центральным магистралям Москвы, на юго-востоке, юге и западе города практически парализовано. Причина заторов — отключение светофоров. В настоящее время на проблемных участках работают инспекторы ДПС, включая высшее руководство. На дорогах участились мелкие аварии. В связи с этим столичные власти призывают водителей временно ограничить поездки по городу. Кроме того, в мэрии просят водителей быть взаимовежливыми и по возможности уступать дорогу машинам "скорой помощи", пожарным и другим оперативным службам города.

Также стало известно об отключении электроэнергии в здании МВД. Там нет электричества уже несколько часов.

По информации ИТАР-ТАСС, перебои с энергоснабжением не повлияли на деятельность высших органов власти.

О сложившейся ситуации в интервью первого зама главы МЧС Юрия Воробьeва.

Читайте также:  Планшет_с_функцией_телевизора

Юрий Воробьeв, первый заместитель главы МЧС РФ: "Все силы, находящиеся в Москве и Московской области, приведены в состояние повышенной готовности. Вызваны на работу все смены спасателей и пожарных. Приведено в состояние готовности автономное энергетическое оборудование, системы резервирования. Работает система медицины катастроф. во всех 15-ти больницах Москвы, где произошло отключение, запущена аварийная система энергообеспечения или иные системы аварийного режима работы. Из 6 линий метро, которые были остановлены, эвакуированы все люди, которые там находились. Аэропорты работают. Что касается железных дорог — обесточена Московская железная дорога".

Перебои с электричеством не повлияли на боеготовность воинских частей, дислоцированных в Москве и области. Подразделения Космических и Ракетных войск несут службу в обычном режиме. Как сообщили в штабе РВСН, оперативное управление войсками не прекращалось ни на минуту.

Отключение электроэнергии в Москве и других регионах на боевую готовность, несение боевого дежурства в частях ВВС и ПВО не повлияло.

Авария в энергосистеме Москвы не коснулась столичных аэропортов "Домодедово" и "Шереметьево". Они работают в обычном режиме.

Массовые отключения не только в столице, но и в соседних регионах. По данным на этот час, обесточены 5 городов на юго-западе Подмосковья, а также часть Калужской и Тульской областей. В Туле без света остался центральный роддом. С утра в городе не ходят трамваи и троллейбусы, не работают телефоны, возникли перебои с водоснабжением. Остановлено движение электричек на маршруте Москва-Тула. Из тех составов, которые застряли на перегонах, пассажиров пришлось эвакуировать сотрудникам МЧС. Такая же ситуация и на других направлениях — Павелецком, Белорусском и Киевском. В Калужской области без электричества остались города Обнинск и Балабаново, а также посeлки Жуковского района. Во всех трeх областях энергетики переходят на автономный режим электроснабжения. В первую очередь, к резервным источникам питания подключают больницы, школы и детские сады.

Энергетики совместно с МЧС принимают экстренные меры для ликвидации последствий аварии. В РАО "ЕЭС" сообщили, что веерное отключение подстанций остановлено. Глава РАО Анатолий Чубайс поставил задачу восстановить энергоснабжение всех социальных объектов в течение 3 часов, а остальных — в течение суток. Ремонтными работами в столице руководит оперативный штаб во главе с Владимиром Ресиным. Власти организуют дополнительные автобусные маршруты в тех районах, где пока ещe не ходят троллейбусы и не работает метро.

Подробнее о мерах, предпринимаемых для ликвидации последствий аварии в Москве, рассказывает корреспондент Первого канала. Он находится у здания мэрии, где работает оперативный штаб.

Оперативный штаб по ликвидации энергоаварии в столице возглавил глава РАО ЕЭС. Анатолий Чубайс поставил задачу восстановить энергоснабжение социальных объектов в течение ближайших трeх часов, остальных — в течение суток. Штаб в оперативном режиме взаимодействует с МЧС России и правительством Москвы. По предварительной оценке, каскадное развитие аварии в электроэнергетическом комплексе остановлено. По данным Мосэнерго, причиной аварии послужило возгорание, произошедшее накануне на подстанции "Чагино" в районе Капотни.

Сегодняшняя авария в энергосистеме была связана со вчерашним ЧП на Московском нефтеперерабатывающем заводе. На подстанции в районе Капотни случился пожар, и часть цехов была обесточена. Из-за этого там произошел выброс газовой смеси. Однако приехавших по вызову пожарных и спасателей охрана на территорию завода не пустила. В руководстве заявили, что ликвидируют ЧП своими силами.

Перебои с электричеством в Петербурге продолжаются

На юге Петербурга снова перебои со светом. Последствия череды аварий, похоже, ощущают уже не только жители Купчино, но и Московского района. На улицах Фрунзе, Победы и в домах на Московском проспекте "моргает" свет, — сообщают телезрители "Вести-Санкт-Петербург".

Напомним, настоящий энергетический коллапс охватил южную часть города ещё 6 января. Тогда в Купчино люди сутки жили без света. Сидели при свечах. Магазины закрывались. Без электричества остался даже роддом — врачи ходили с фонариками. В зону отключения попали сотни домов на улицах Олеко Дундича, Малой Бухарестской и Малой Балканской.

У людей, конечно, уже появились свои версии случившегося. На самом деле причины другие — виной всему проблемы на Южной подстанции. Электроснабжение там восстановили по резервной схеме, но свет всё равно гаснет. К тому же в некоторых домах нет тепла и горячей воды. Сегодня в полночь из-за перебоев с электричеством случилась авария и на Южной ТЭЦ-22. В Купчино снова похолодало. Станция сейчас восстанавливает свои параметры.

Специалисты компании "Магистральные электросети" пытаются найти причину. По их версии, изоляцию на энергообъектах повредили реагенты, которыми чистят кольцевую автодорогу. На трассе якобы уже настоящие залежи соли, и сегодня её повезут на экспертизу. Будут выяснять, могла ли она навредить трансформаторам.

Ссылка на основную публикацию
Чертежи_блёсен_для_зимней_рыбалки
Зимние блесны на окуня своими руками С приходом зимы многие рыболовы не покидают этого интересного занятия. Они отставляют в сторону...
Чем_убрать_ржавый_налет_в_унитазе
Удаляем ржавчину и налет в унитазе Основными причинами образования ржавчины являются ошибки в уходе за сантехникой и низкое качество воды...
Чем_убрать_сорняки_с_огорода
Как избавиться от травы во дворе и на огороде народными средствами С наступлением весны у многих дачников начинаются хлопоты не...
Чертежи_двигателей_для_моделей
d-e-a-d › Блог › Второй проект самодельного ДВС (хобби) Всем привет, вот решил поделится вторым проектом ДВС, проект уже построен...
Adblock detector