Что_такое_курвиметр_и_для_чего

Что_такое_курвиметр_и_для_чего

Курвиметр: что это такое, фото прибора и специфика применения

История прибора положила своё начало ещё в XIX веке, но, с официальным названием «курвиметр», он был открыт немцами и поступил в продажу по всему миру примерно 150 лет назад.

Название состоит из двух частей: «curvus» переводится с латыни, как «изогнутый»; вторая часть определения – с древнегреческого означает мера. Дословно – «изогнутая мера». Курвиметр популярен и применим во многих сферах по сей день. Далее подробнее об устройстве.

Топографический курвиметр: основная задача и конструкция

Курвиметр (curvus – с латыни) – прибор, с помощью которого измеряют расстояния на топографическом материале (карта, схема, план) с минимальной погрешностью. Про курвиметр, что это такое и его фото знают не понаслышке в строительных институтах, а также путешественники, альпинисты, охотники и много других специалистов и профессионалов, которые по сей день предпочитает бумажную карту электронному носителю.

Устройство вымеряет кривые, что необходимо при картографическом построении маршрутов. Принцип действия курвиметра всего один: проведение прибора по извилистой линии для измерения её длины. Полученное значение переводятся в единицы расстояния, учитывая при этом топографический масштаб.

С момента открытия механического курвиметра немцами, около 150 лет назад, механизм и конструкция остались практически прежними:

  • Корпус со шкалой (циферблат) прямолинейного или кругового типа. В разных моделях подвижны либо циферблат, либо стрелка.
  • Колесо небольшого размера с засечками (зубчиками).
  • Ручка (держатель).

Давайте взглянем на механический курвиметр, что это такое — фото выглядит так:

Шкала бывает в сантиметрах или в дюймах, стандартное значение – 100 см с шагом в 1 см, а возможная погрешность составляет 0,25 см на 50 см длины. Для сброса полученного результата на циферблате, современная модель механического устройства имеет кнопку возврата на нулевое значение, в другом случае – необходимо прокручивание колеса в обратную сторону.

Правила использования курвиметра

Существует три основных правила применения устройства на практике для достижения максимально точного результата:

  • Вся длина, которую необходимо замерить, разбивается на отдельные участки с закладками между ними.
  • Использование топографического материала с большим масштабом — 1:50 000, 1: 100 000. При этом тщательное повторение изгибов линии, длина которой измеряется, обязательна.
  • Правило «семь раз отмерь». Полученный результат необходимо проверить, желательно неоднократно – это даёт возможность исключить погрешность, сверив значения нескольких замеров между собой.

Разновидности приборов, их преимущества

За указанным критерием устройство бывает механическим, как уже упоминалось выше, и электронным.

Механический прибор является более удобным в полевых условиях, так как он точен, компактен и неприхотлив. Отличия между различными производителями и годами выпуска заключаются в:

  • форме устройства;
  • типе шкалы;
  • единицах измерения;
  • наличии дополнительных функций.

Преимущества механического устройства:

  • пыле-, водо-, температуро- и ударостойкость механизма;
  • вес примерно 50-100 г, размер – не больше ладони;
  • не нуждается в подзарядке.

Электронный же вид больше подходит для работы с картографией в помещении за столом, так как более «чуткий» к неровностям поверхности.

Видео: Как сделать прибор самому

Преимущества электронного аналога:

  • компактные размеры (аналогичны брелоку, шариковой ручке), небольшой вес (до 50 г);
  • беспрерывная работа устройства – до 400 часов;
  • обладает компасом, калькулятором и фонариком;
  • возможность менять единицы измерения;
  • производит готовые вычисления – в приборе задается масштаб;
  • функция сохранения данных.

Дорожный курвиметр

Давайте посмотрим на дорожный курвиметр, и что это такое (фото ниже) – вид устройства, приспособлен для измерения расстояний на местности с практически любым, даже с неровным, покрытием. К его помощи чаще всего прибегают, когда нет возможности и условий воспользоваться рулеткой, светодальномером или другим измерительным устройством.

Прибор также называют дорожным колесом, размеры которого довольно внушительны, а вес составляет примерно 2 кг. Внешне похож на развивающую игрушку для самых маленьких, принцип которой – колесо с помощью ручки продвигается вперёд.

Все дорожные курвиметры отличаются между собой за:

  • размером и весом;
  • типе колеса: дисковые (сплошные) или со спицами;
  • диапазоном и шагом измерений;
  • креплением счетчика: присоединяют к ручке или крепят к колесу;
  • способом измерения: электронный или механический.

Устройство состоит из следующих частей:

  • колесо;
  • складная ручка;
  • счётчик;
  • кнопка тормоза;
  • функциональные кнопки и дисплей – в электронной версии.

Принцип работы и основные функции дорожного колеса

Принцип работы ничем не отличается от «настольного» — необходимо прокатить прибор по участку дороги для её измерения, после чего снять показатели с дисплея. Курвиметр может двигаться вперёд и назад. В функциональном плане – возможны удержание, сохранения и удаления данных. Комплектуется чехлом для удобного хранения и транспортировки.

При работе с ним также стоит учесть:

  • Вычисляя длину маршрута, лучше разбить линию на несколько частей с запоминающимися ориентирами, точками между ними. Прибор габаритен и неудобен в слишком длительном использовании, – стоит учитывать человеческий фактор при измерении маршрута, — что может негативно отразиться на результате.
  • Чем больше и подробней карта – тем точней и удобней будет процесс измерения, и качество выполнения задачи.
  • Опять же, как и 3-е правило использования курвиметра для карт, семь раз отмерять придётся и здесь. Учитывая сложность задачи, связанную с размерами и весом устройства, ответственным подходом к проделываемой работе будут повторные измерения хотя бы ещё один раз.
  • Для контроля собственного расположения на маршруте удобно использовать точки, по типу – контрольно-пропускной пункт, мост через реку, дамба и т. п. Это необходимо в случае, когда электроника выйдет из строя, а вместе с ней утеряется связь с внешним миром и местом нахождением.
  • Ведение записей измерений, где отмечаются отдельные точки и расстояния, – удобно в случае необходимости согласования маршрута и сверки с замерами других участников группы.
Читайте также:  Шторы_от_потолка_в_интерьере

В заключении хочется отметить, что курвиметр – удобное, популярное в своей специфики устройство, которое наглядно демонстрирует общеизвестный факт о том, что все гениальное простое.

Курвиметр. Виды и устройство. Работа и применение. Особенности

Курвиметр – это механический или электронный прибор, предназначенный для измерения длины по извилистой линии. Устройство состоит из зубчатого колеса, которое связано со счетчиком или стрелкой со шкалой. Совершенные колесом обороты отображаются на циферблате. Инструмент имеет богатую историю. Его название происходит от латинского слова «curvus», которое переводится как «изогнутый». Дословно название инструмента означает «изогнутая мера».

Где используется курвиметр и разновидности приборов

Несмотря на появление множества современных приборов, а также развитие компьютерной техники, курвиметры по-прежнему являются актуальными приборами для измерения длины на кривых линиях.

По предназначению их разделяют на две категории:
  1. Для карт.
  2. Для местности.

Курвиметры для карт представляют собой маленькие устройства размером на пол ладони. Они используются для измерения длины между двумя точками по кривой линии на карте. С помощью такого инструмента можно провести по извилистой дороге и определить длину маршрута. Конечно, с развитием современных технологий и появлением GPS навигаторов, а также других мобильных устройств, использование бумажных карт отошло на второй план. Тем не менее, многие туристы по-прежнему ими пользуются, поскольку электронное устройство может разрядиться, а карта всегда готова к использованию.

Курвиметры для местности представляют собой более крупные устройства, которые применяются для измерения длины дороги, участка или другого объекта. Данный прибор состоит из высокой стойки с ручкой, в основании которой устанавливается колесо. Такой курвиметр оснащается счетчиком. Высота стойки подгоняется под рост человека и выставляется на длину до пояса. После этого, путем прокатывания можно определить расстояние между двумя точками.

Виды курвиметров для карт
Курвиметр для карт бывает:
  • Механическим.
  • Электронным.

Они отличаются между собой стоимостью, а также удобством использования. Более надежными и безотказными являются механические, в то время как проще всего использовать электронные.

Механические

Самые распространенные и недорогие. Они отличаются высокой надежностью и долговечностью. Обычно длина, которую прибор может измерить за один проход, составляет 100 см. Погрешность механических моделей составляет 0,5%. Также уровень погрешности зависит от правильности использования инструмента. Если колесико не будет равномерно проворачиваться, то погрешность увеличится. Курвиметр комплектуется чехлом или футляром для его защиты от механического повреждения.

Стрелка механических курвиметров для карт ходит по кругу, как в часах. Она связана с колесиком. Шкала, на которую она указывает, может иметь несколько разметок. Самые простые устройства просто переводят количество оборотов колесика при прокатывании вдоль линии дороги на карте в сантиметры. Более совершенные приборы позволяют получать данные не в сантиметрах, которые в дальнейшем придется перевести в километры с учетом масштаба, а сразу в километрах.

В том случае, если используется простейший прибор, который измеряет обороты колесика в сантиметрах, необходимо установить его стрелку на начало отсчета в положение «0» и начать вести по линии дороги на карте. Прибор необходимо плотно прижимать, чтобы каждый миллиметр линии измерения осуществлял проворачивание колесика. Дойдя до конечной точки устройство убирается от бумажной поверхности, чтобы предотвратить дальнейшее прокручивание колеса. Полученная длина в сантиметрах умножается на масштаб карты. Если ее масштаб составляет 1:50000, то это означает, что 1 см, измеренный с помощью курвиметра, равен 500 м на реальном ландшафте. Таким образом, если с помощью прибора при измерении длины маршрута было получено 20 см на карте, то на реальной дороге это 10 км.

Читайте также:  Мощный_регулируемый_стабилизатор_напряжения
Электронный курвиметр

Более совершенными и точными являются электронные курвиметры. Их погрешность составляет всего 0,2%. Такие приборы оснащаются ЖК-дисплеем и кнопками настройки. Можно изначально ввести масштаб карты, после чего работать прибором, как и механическим. На экране устройства отобразится длина маршрута сразу в километрах. Прибор самостоятельно умножит показатель длины, полученный на карте, на ее масштаб.

Зачастую электронные устройства помимо своего прямого предназначения также выполняют и другие функции. Некоторые производители комбинируют их вместе с компасом, а также могут устанавливать в их корпус светодиодный фонарик. При этом питание светодиода и ЖК-дисплея общее, поэтому если много светить, то устройство перестанет работать и потребуется замена батареек.

Электронные устройства часто выполняют в виде шариковой ручки. Они имеют вытянутую форму, что облегчает их ношение. Рабочее колесико прячется с помощью колпачка. Для работы достаточно просто снять колпачок и провести измерения. Также стоит отметить, что форма ручки намного удобней для обвода линии на карте, чем устройство с круглым циферблатом.

Для снятия данных из трудно используемых графических карт и проведения сложных вычислений, некоторые электронные модели оснащаются собственной памятью и специализированным программным обеспечением. Они подключаются к компьютеру, что позволяет выгрузить полученные данные для последующей обработки. Подобные устройства используется архитекторами при работе с чертежами, а также для копирования и изучения исторических карт.

Как повысить точность измерений

Для получения максимальной точности измерений нужно использовать карты с большим масштабом. Чем он выше, тем меньше погрешность. Оптимальными будут карты с масштабом 1:50000 и 1:100000.

Главное правило, которого следует придерживаться, используя курвиметр – измерение нужно проводить несколько раз. Зачастую измеряемые с помощью курвиметра маршруты имеют множество завитков, которые сложно обогнуть даже маленьким колесиком устройства. В связи с этим случаются мелкие погрешности, которые в сумме дадут довольно большое отклонение. В связи с этим необходимо проводить измерения как минимум несколько раз. Желательно сначала измерить дистанцию между точками в одном направлении, а потом и обратном. Получаемые в результате данные могут отличаться. Если такое случится, то стоит вывести среднее арифметическое, сложив вместе все показатели и разделив их на количество измерений. Полученные в результате такого расчета данные будут более точными.

Курвиметры для местности

Курвиметр для измерения расстояния на местности также называется дорожное колесо. Он используется для установки разметки на местности и измерения расстояния. Применяя колесо можно получить точные данные, погрешность которых будет намного меньше, чем у рулетки. Прибор позволяет получить длину поверхности с учетом всех углублений и бугорков. Счетчик дорожного курвиметра может устанавливаться внизу возле самого колеса, или вверху на рукояти.

По конструкции счетчика данные устройства разделяют на 2 вида:
  • Механические.
  • Электронные.
Механические

Механический счетчик состоит из круглых цилиндров, по периметру которых нанесены цифры от 0 до 9. Эта конструкция полностью идентична той, что используется в старых автомобилях для отображения пробега авто, или электрических счетчиках для измерения потребления энергии. Сбоку счетчика имеется кнопка для быстрого обновления данных. При нажатии, установленная внутри устройства пружина, возвращает цилиндры в исходное положение, поворачивая их к циферблату стороной с отметками «0».

Расстояние, которое можно измерить механическим счетчиком, обычно составляет 1 км. После того как устройство покажите 999 м, если продолжить движение, счетчик обнулится. Если нужно измерить более длинное расстояние, то после каждого такого обнуления необходимо записывать, что пройден 1 км. После измерения нужно суммировать все отрезки. Для масштабных измерений на большие расстояния производители предлагают большой выбор курвиметров с более емким счетчиком. Счетчик отображает длину в метрах, а не количество оборотов колеса.

В том случае, если необходимо проводить измерение на ровной поверхности, когда можно идти быстро, стоит выбрать курвиметр с колесом большого диаметра. Оно катится гораздо быстрее и от него меньше устает рука. Обычно диаметр такого колеса составляет 31,847 см. Таким образом, длина колеса, как и его оборот, составит ровно 1 м. Если счетчик сломается, то можно просто считать количество оборотов колеса, что будет соответствовать длине расстояния в метрах.

Электронные

Курвиметры с электронным счетчиком и ДК-дисплеем являются более удобными для работы, хотя и менее надежными. Для их питания необходимо две пальчиковые батарейки. Недостатком таких приборов является опасность снижение заряда батареек в полевых условиях. К достоинствам можно отнести наличие собственной памяти, а также возможность переключаться из метрической системы на мили и другие единицы измерения. Такие приборы имеют собственную память. Отдельные модели способны высчитывать площадь участка местности, которая была обведена колесом.

Читайте также:  Как_распечатывать_картинки_на_принтере

Корпус курвиметра с электрическим или механическим счетчиком может складываться, что позволяет его компактно транспортировать. Высота стойки выставляется под рост оператора. Фактический диаметр колеса может быть разным. Чем оно меньше, тем компактней можно уложить устройство в кейс. При выборе дорожного колеса следует ориентироваться по тому, на какой местности будет осуществляться измерение. Поверхность колеса может быть гладкой, что хорошо для асфальта, или шипованной, что обеспечивает эффективное сцепление на грунтовых дорогах и предотвращает скольжение.

Что такое курвиметр и где его применяют?

Иногда на карте нужно измерить длину дороги между двумя точками. Или, к примеру, длину реки. В отсутствие интернета (он не всегда под рукой) это не простая задача.

А если надо промерить расстояние не на карте, а на чертеже, инженерной схеме, то и Гугл не поможет. Конечно, можно разделить кривую на более или менее прямые отрезки, взять линейку, циркуль… Но когда кривая длинная и очень извилистая, то умаетесь измерять, а точность пострадает. Проще взять в руки прибор по имени курвиметр.

Его странноватое название сложено из латинского curvusкривой, согнутый и греческого metreoизмеряю. В классическом варианте это коробочка, размером поменьше ладони. С одной стороны у неё ручка, с другой – зубчатое колёсико, а сбоку – циферблат со шкалой. Пользоваться курвиметром просто. От начальной точки до конечной ведёте колёсиком по кривой линии, а прибор «считает» его обороты. В итоге на шкале стрелка показывает, сколько сантиметров колёсико проехало. Остаётся посмотреть на масштаб карты и умножить на него показания прибора.

Прибор даёт небольшую погрешность – всего 5 мм на каждый метр измерений.

Кто и когда изобрёл курвиметр?

Одни говорят, что это было в древности – то ли в Китае, то ли в Греции, то ли в Риме. В России пальму первенства отдают Ломоносову, добавляя, что он назвал прибор «кривиметром», а в Германии слово переиначили на курвиметр.

В 1873 году английский мастер Эдвард Моррисон запатентовал «продвинутый карманный инструмент для измерения и регистрации расстояний». Прибор отличался от описанного выше отсутствием ручки и названием «чартометр». Изобретатель наладил собственное производство новинки. Конкуренты тоже не дремали и выпускали аналогичное устройство, окрестив его ротаметром. В конце столетия немецкий Kurvimeter попал в Россию.

Партию приборов закупил Балтийский завод, где начали строить первые российские броненосцы. С помощью прибора раскрой листов броневой стали шёл точнее и экономней. В Петербурге знаменитая часовая фирма Павла Буре начала выпуск отечественных курвиметров (немецкое имя таки прижилось).

В советское время основными потребителями устройства были армия и флот. В офицерской полевой сумке (планшете) имелся специальный треугольный кармашек для курвиметра. В конце 1940-х, когда в стране развернулась борьба с «засильем иностранщины», в учебниках по военной топографии прибор стали именовать «кривометром», но новое название не закрепилось.

Где применяют курвиметр?

Всюду, где надо точно измерить кривые линии. Прежде всего, там, где постоянно работают с картами, с топографическими и прочими планами местности, чертежами.

Курвиметр нужен военным и геологам, архитекторам и строителям. Его используют проектировщики, землеустроители, моряки, лётчики, спасатели, водители, туристы.

Какие существуют типы курвиметров?

Традиционные механические курвиметры выпускают в двух основных вариантах. В одном из них по неподвижному циферблату крутится стрелка, в другом она оставалась неподвижной, а вращался циферблат. Остальные отличия в конструкциях незначительны. Например, курвиметр снабжают двумя циферблатами – один считает в сантиметрах, другой – в дюймах.

Есть модели с кнопкой сброса показаний. Если её нет, приходится перед каждым новым измерением прокручивать колёсико в обратном направлении, пока стрелка не вернётся на нулевое деление. Шкала других моделей бывает откалибрована на тот или иной стандартный масштаб карт и сразу показывает реальный километраж, а не расстояние на бумажной карте. Механические курвиметры просты и надёжны, они лёгкие, компактные, ударо- и влагостойкие. Но…

Цифровая революция коснулась и старинного приборчика. Электронные курвиметры унаследовали от своих механических собратьев лишь колёсико. «Начинка», возможности, дизайн изменились кардинально. Такие курвиметры снабжены собственными программами и клавиатурой, картой памяти, могут подключаться к компьютеру. Показания измерений (с точностью до сотых долей) выводятся на дисплей с подсветкой.

Прибор охотно работает с англо-американскими единицами – ярдами, футами, милями и т.п. В одном корпусе с курвиметром уживаются калькулятор, мини-фонарик, компас, термометр. Внешне устройство может иметь вид брелока, авторучки или солидного жезла – для работ в офисе.

Ссылка на основную публикацию
Что_такое_вагонка_в_строительстве
Вагонка Ваго́нка — тонкая обшивочная доска, продукт переработки древесины. Имеет соединение «шип-паз». Используются для внутренней и внешней отделки помещений: жилые...
Чертежи_блёсен_для_зимней_рыбалки
Зимние блесны на окуня своими руками С приходом зимы многие рыболовы не покидают этого интересного занятия. Они отставляют в сторону...
Чертежи_двигателей_для_моделей
d-e-a-d › Блог › Второй проект самодельного ДВС (хобби) Всем привет, вот решил поделится вторым проектом ДВС, проект уже построен...
Что_такое_взвешенные_частицы
Взвешенные частицы в воде. Глина. Многие владельцы частных, загородных домов сталкивались с проблемой появления грязной, мутной, с механическими примесями воды...
Adblock detector