Московский_кремль_при_иване_калите_описание_картины

Московский_кремль_при_иване_калите_описание_картины

Вы здесь

В историографии Москвы значительное место занимают картины А.М. Васнецова. Большой знаток истории столицы, председатель Комиссии по изучению старой Москвы, сам, непосредственно, участвовал в археологических изысканиях в древнейшей части города. Работы художника можно считать вполне достоверными иллюстрациями развития города, поскольку в их основе лежат научные исследования и описания, подтвержденные летописными источниками.

История создания

Картина «Московский Кремль при Иване Калите» написана в 1921 году. К этому времени художник стал не только признанным мастером живописи, но уважаемым в научных кругах знатоком истории столицы.

Еще в начале XX века, книгоиздателем и меценатом И.Н. Кнобелем было основано Общество наглядных пособий. Среди популярных изданий, которые оно выпускало, выделяется серия из 50 брошюр, посвященных истории средневековой России, в ней один из разделов целиком посвящен Москве. Издания выполнены в форме пособий для школьников с иллюстрациями. К их написанию привлекли лучших российских художников – братьев А. и В. Васнецовых, С. Иванова, Б. Кустодиева. Специфика печатного издания предъявляет свои требования художникам, отсюда лаконичность и четкая прорисовка деталей оригинала.

Конечно, даже такой знаток Москвы, как А. Васнецов не смог бы воссоздать на полотне точный вид Кремля конца XIII века – это невозможно. Но художник и не ставил перед собой такую задачу. Главное, изобразить тот тип и характер зданий, которые были характерны для конца XIII века. При этом обязательно учесть строительный материал построек и научно подтвержденные места их расположения. Васнецов справился с этой задачей блестяще.

Описание картины

Васнецов предлагает нам взглянуть на Боровицкий холм и Кремль с той стороны Москвы-реки, где в нее впадает река Неглинка. Судя по тому, что на земле и крышах лежит снег, но река не покрыта льдом – это поздняя осень.

На переднем плане причал и, стоящие возле него, торговые суда. Здесь, Васнецов показал тонкое знание предмета, именно такие лодки, их называли «паузками», ходили по рекам России вплоть до XVIII века. Если присмотреться внимательнее, то на причале видны некие устройства, предназначенные, скорее всего, для разгрузки судов, этакий прообраз современных портовых кранов.

Многие комментаторы называют высокие срубы рядом с пристанью банями, видимо на том лишь основании, что из окон и дверей валит то ли дым, то ли пар. Подобная трактовка вызывает большие сомнения, вряд ли кому-то могла прийти в голову мысль строить бани на торговой пристани. Скорее всего – это купеческие помещения, отапливаемые склады.

Левее видны сложенные на берегу бревна – основной строительный материал средневековой Руси. Чуть выше, перед избами, тоже лес, но уже упорядоченный, сложенный правильными рядами. Обоз, груженный бревнами, стоит перед въездом в Кремль.

Перед стенами Кремля установлен частокол из цельных заостренных сверху бревен. Это дополнительное защитное сооружение в старину называли «тыном», расстояние между ним и основными стенами образовывало предполье – оголенный участок земли удобный для обстрела неприятеля.

Во время правления Ивана I (Калиты) кремлевские сооружения делались из дуба. На картине видна часть стены и воротная башня с иконой над въездом. Далее – многочисленные терема жилые и служебные, княжеские хоромы. На самом верху видна часть каменного храма, тот, что левее княжеских палат — собор Успения Пресвятой Богородицы. Справа, у самого края картины, другое каменное здание, в строительных лесах – Архангельский собор, в нем, по смерти, захоронят самого Ивана Калиту. Слева от кремлевской стены, изображен небольшой городской (посадский) участок.

Художественные приемы

Учитывая целевое назначение работы – иллюстрация, художник выбрал основой картон с наклеенной на него бумагой. Размеры картины невелики – 51 Х 69 см. Интересна техника написания полотна – сначала выполнен рисунок карандашом и углем, затем, в качестве цветного наполнения использована гуашь. «Прозрачные» свойства гуаши отлично воссоздают атмосферу пасмурного осеннего дня, общий тон картины — серо – голубой с коричневыми оттенками.

Рубрики

  • История России (143)
  • Народные обычаи, традиции, нравы (49)
  • История (37)
  • Исторические личности (34)
  • Романовы (25)
  • История храма (14)
  • Известные личности (13)
  • Россия в живописи (7)
  • Архитектура (6)
  • Труд и быт (4)
  • Русская культура (4)
  • Поэзия (130)
  • Духовное (58)
  • Времена года (20)
  • Стихи о танцах (16)
  • О России (16)
  • Женский образ (8)
  • Стихи о матери (7)
  • О природе (2)
  • Живопись (123)
  • пейзажи (82)
  • художники (72)
  • Портреты (53)
  • Женский образ (25)
  • Дети (13)
  • Натюрморты (2)
  • Декоративно — прикладное искусство (96)
  • Народный костюм (68)
  • История вещей (9)
  • Иконы (5)
  • Фарфор (5)
  • Ювелирное искусство (4)
  • лаковая миниатюра (3)
  • Эмаль (2)
  • бисер (2)
  • Мебель (2)
  • финифть (2)
  • Майолика (1)
  • Палех (1)
  • Перламутр (1)
  • Праздники (84)
  • День Победы (20)
  • Рождество (18)
  • Пасха (17)
  • пасхальные открытки (6)
  • Крещение Господне (5)
  • Троица (4)
  • Благовещение (4)
  • Троица (3)
  • День защитника Отечества (3)
  • Новый Год (3)
  • Вербное воскресенье (2)
  • Русский костюм (76)
  • История костюма (60)
  • Женский костюм (51)
  • Головной убор (19)
  • Мужской костюм (15)
  • Свадебный костюм (13)
  • Живопись (2)
  • Полезная информация для дневника (75)
  • Рамочки (43)
  • Рекомендации (21)
  • Сайты (7)
  • Клипарты (4)
  • Духовный мир (38)
  • Истории из жизни (16)
  • Советы (10)
  • Духовные песни (8)
  • Проза (7)
  • Личное (32)
  • Времена года (27)
  • Осень (27)
  • Молитва (23)
  • Пейзажи (21)
  • Музыка (20)
  • Полезная информация (19)
  • Украина (13)
  • Поздравления (13)
  • Клипы (4)
  • История (3)
  • Просьба о помощи, просьба молитв (1)
  • Ангелы (1)
  • Православие (399)
  • Иконы Божией Матери (83)
  • Притчи (62)
  • Праздничные иконы (51)
  • Поучения (37)
  • Поминовение усопших (35)
  • Иконы святых (29)
  • Храмы, соборы, монастыри (21)
  • Живопись, искусство (19)
  • Проповедь (18)
  • День Ангела, именины (5)
  • Посты (2)
  • Православные сайты (1)
  • Кутья (1)
  • Секты, псевдосвятые, псевдоиконы (1)
  • Святые (59)
  • Церковные праздники (106)
Читайте также:  Как_подключить_китайский_вольтметр_амперметр_dsn_vc288

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Среда, 14 Июня 2017 г. 10:09 + в цитатник

А.М. Васнецов. Портрет 1897 г. Художник Н.Д. Кузнецов

В историю русского искусства Аполлинарий Михайлович Васнецов вошел прежде всего своими замечательными эпическими пейзажами, в которых воспета многогранная красота природы нашей Родины. Другое направление его творчества — исторические произведения — также принесло художнику широкую известность. С исключительной научной достоверностью воссоздано в них далекое прошлое русских городов. Особенно привлекала внимание Аполлинария Васнецова история нашей столицы. Недаром его называют «поэтом древней Москвы». Картины Васнецова, убедительно воссоздавшего архитектурный облик древних городов, до сего времени остаются единственными в русском изобразительном искусстве.

Интерес к русской истории, к облику прошлого и быту возник у Аполлинария Васнецова еще в 1890-е годы, а московская архитектура нашла свое отражение уже в картине 1894 года «Московский Кремль. Соборы», написанной из окна квартиры в Замоскворечье, где в это время жил художник. Работа над кругом новых сюжетов потребовала от художника серьезных научных изысканий, что сделало его прекрасным знатоком прошлого Москвы. При этом научная информация помогала художнику не создавать иллюстрации, а передавать живые образные представления, в которых воскрешалась жизнь наших предков. Созданный Аполлинарием Васнецовым цикл произведений, посвященных старой Москве, можно поделить на две группы. Одну из них представляют большие живописные полотна, к другой относятся многочисленные графические произведения.

Вторая половина 12 века, по приказу Юрия Долгорукого на Боровицком холме в слиянии рек Неглинная и Москва строится деревянная крепость. Это историческое событие отражено в картине "Начало Москвы".

Начало Москвы. 12 век.

Строительство новых стен. 12 век.

По произведениям Васнецова можно восстановить этапы развития русской столицы. Вот «Московский Кремль при Иване Калите. Середина XIV века» (1921) — живописно раскинулся на холме деревянный город, представленный в холодновато-голубоватой дымке зимнего дня.

Кремль при Иване Калите. 14 век.

За свою жизнь художник много добился и написал достаточное количество картин, однако, одной из самых ярких работ является картина «Московский Кремль при Иване Калите». Здесь мы видим дубовые кремлёвские стены будущего города, вместо стен, выполненных из сосны, как предполагалось ранее. Художник показал город со стороны реки Неглинной и Москвы реки. На переднем плане изображена небольшая часть реки, лодки и люди, которые занимаются своими делами. Деревянный мост, который переброшен через Неглинку, ведёт в Кремль через Боровицкие ворота. На берегу люди начинают топить бани, а из их окон валят клубки дыма.

Частокол из дуба, установленный напротив кремлёвской стены, построен специально, в целях безопасности Кремля. На холме расположен княжеский терем, соединённый срубами из дерева, а к нему установлена высокая лестница. По левую сторону от княжеского двора изображён Успенский собор, выполненный из камня, а чуть поодаль, построен Архангельский собор.

Красоту картины подчёркивает зимнее небо и восхитительный колорит картины, выполненный в коричневато-голубоватых тонах.

Кремль в конце 14 века.

Кремль при Иване Грозном. 1550-е годы.

Московский Кремль при Дмитрии Донском

Благодаря Аполлинарию Васнецову мы теперь имеем представление, как выглядел Кремль при Донском. Наверно нет такого человека, который бы не слышал песню о белокаменной Москве с золотыми куполами. И наверно у многих возникает вопрос: какая ж она белокаменная, когда Кремль как раз из красного кирпича выстроен. Мало кто знает, что когда-то Кремль был действительно белокаменным, и сама Москва полностью вмещалась в пределы Кремля . На картине видны дома за кремлёвской стеной и те самые золотые купола храмов. Вот только башни немного иные, а точнее – совсем другие. И та самая Неглинка, которая сейчас спрятана в трубу под Александровским садом, протекала совсем рядом со стенами Кремля, да и сама нынешняя Москва-река соединялась с ней неподалёку. Мы видим, что уже и тогда обе речки были судоходны, и много всякого люда прибывало в тогдашнюю Москву. А учитывая, что Дмитрий Донской достаточно часто воевал, отстаивая земли русские, то народ никогда не убывал. Наверно поэтому уже за стенами Кремля, точнее, перед ними – стали строиться дома. Мало того, на полотне стены Кремля ещё достраиваются. Это тоже видно, особенно строительные леса на самом верху башни. По истории, Кремль потом сильно пострадал от нашествий врагов русских и был практически полностью разрушен.

Читайте также:  Несущая_способность_монолитной_плиты_200_мм

У Мясницких ворот Белого города. 17 век.

К числу работ первого типа относится картина 1900 года «Улица в Китай-городе. Начало XVII века». В ней изображен Китай-город — район, примыкающий с востока к Кремлю, который был центром городской торговой жизни. Причудливо громоздятся живописно-асимметричные деревянные строения древнего города. В закатный час на фоне высветленного зеленовато-оранжевого неба контрастно выделяется темнеющий силуэт центра Москвы, в котором доминируют очертания Покровского собора. А на тесных запутанных улочках царит шумное беспокойство. Изображение суеты и волнений горожан, среди которых выделяются вооруженные стрельцы, погружает нас в эпоху Смуты. Автор не конкретизирует, что за события так взволновали жителей столицы, но ясно, что здесь передан тревожный, переломный момент русской истории.

Улица в Китай-городе. 17 век.

Разъезд после кулачных боёв на Москва-реке.

Красная площадь. 17 век.

Слегка переиначив мотив большого полотна 1901 года, Васнецов в 1922 году создал одну из лучших своих крупных акварелей «Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века». Живописная красота кремлевской панорамы предстает здесь во всем своем великолепии.

Расцвет Кремля. Всехсвятский (Большой Каменный) мост и Кремль в конце 17 века.

На картине вид на Кремль с нынешней Берсеневской набережной. К 1692 г. был построен Всехсвятский мост, прозванный Большим Каменным, действительно большой и каменный с торговыми лавками и проездными воротами. О стоимости строительства моста в народе ходили легенды, до наших дней дожила поговорка «дорогой как каменный мост». Мост дожил в перестроенном виде аж до 1853 года, после чего был разобран и заменен металлическим, но народное название за полтора века прижилось и используется до сих пор.

Вид Кремля и Всехсвятского моста из Замоскворечья. 17 век.

Видимо, не случайно трижды — в 1902, 1916 и 1922 годах — Васнецов обращался к теме Книжные лавочки на Спасском мосту как к доказательству интенсивной интеллектуальной жизни москвичей далекого прошлого.

Книжные лавки на Спасском мосту. 17 век.

Книжные лавки на Спасском мосту. 17 век.

В 17 веке город сильно растет, и в своих работах, посвященных этому периоду и позже Васнецов уже отходит от Кремля.

Воскресенский мост через Неглинку в 17 веке.

Воскресенский мост через Неглинку в 17 веке.

Рубрики: Живопись/пейзажи
Живопись/художники
История России/Россия в живописи

Метки: Аполлинарий Васнецов художники картины живопись пейзажи история картин искусство история России в живописи старая Москва история Москвы русские художники

Процитировано 2 раз
Понравилось: 5 пользователям

"Основание Москвы"

В его картине "Основание Москвы" изображено введение на Боровицком холме деревянного тына будущего города. Он огораживал небольшое пространство всего 300 шагов из конца в конец. Но в нем художнику удалось досконально изобразить все знания, полученные им из исторических источников. Отсюда мы видим достоверность изображения одежды, предметов быта того времени. Прорисовывая все детали городской застройки — крепостных стен, домов, лабазов и используя художественную особенность — высокую линию горизонта, позволило художнику вместить в малое пространство листа множество подробностей, как архитектурного, так и бытового плана. Его особенность манеры исполнения этой картины — акварельные краски нанесены фиксированного угольного или карандашного рисунка. Поэтому звучная яркость цвета, его плотность делает картину очень эмоциональной.

… Год 1147-й, когда суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий писал своему союзнику и другу Новгород — северскому князю Святославу Олеговичу: "Приди ко мне, брате , в Москов, " навсегда вошел в русскую историю -это год первого летописного упоминания о Москве.

Через 9 лет, в 1156 году Юрий построил первый Московский Кремль "Князь Юрий, — свидетельствует летопись, — взыда на гору и обозре с нее очима своима семо и овамо по обе стороны Москвы — реки и за Неглиною, возлюби села оные и повеле вскоре сделати град мал, деревяни нарече его Москва- град." Кто бы мог подумать тогда, что эта маленькая сторожевая крепость вставшая на пути из Суздаля в Киев, станет огромным городом, лицей могучего государства.

Читайте также:  Венец_стартера_мотоцикл_урал

"Московский Кремль при Иване Калите"

В работе над акварелью, изображающей Кремль Ивана Калиты, А.М. Васнецов на этот раз использовал не графический материал, а архитектурный: остатки Якутского острога 1683 года, древние стены старого Тихвинского монастыря в Новгороде. Их формы, по мнению художника, гораздо древнее 16 века — времени их создания. Традиционно переходившие почти без изменений из поколения в поколение, они донесли до нас архитектурный облик древнейших построек. Княжеские хоромы стоят на том же месте, что и при Юрии Долгоруком. По — прежнему огорожены частоколом. Чтобы никакая шальная отравленная стрела воинственного кочевника не залетела случаем на княжеский двор. Частокол поставлен там, где были первые стены Москвы. Отмечает глаз нашего путешественника деревянную церковку: составлена из трех срубов с двускатными кровлями. Это церковь Рождества Иоанна Предтечи. Но не эта древняя предревняя церковка, не устройство великокняжеского двора — главные кремлевские приметы, а белостенные однонглавые каменные рамы. Первым был построен каменный храм Успения Пресвятой Богородицы. Он виднеется слева из- за княжеского терема. А тот, что справа, в лесах, — архангельский собор. В нем будет погребен Иван Калита.

Внимание любознательного художника привлекает и многолюдная пристань с торговыми судами и плотами. Замечает он странный сруб на берегу — без крыши. Дым валит из щелей и даже из открытой двери. Это по- черному топится баня. Значит, сегодня суббота, банный день у русских. Из реки подают воду в банные желоба длинношеии журавцы, хитроумное народное изобретение.

Художник изобразил Кремль Ивана Калиты со стороны Москвы — реки, там, где впадает в нее мелкая речка Неглинка. Голубовато- коричневый колорит акварели созвучен настроению серенького дня поздней осени, когда снег уже покрыл землю, но река еще судоходна. На пристани стоят баржи, расшивы. Берег завален строительным материалом: бревнами, белым камнем.

"Московский Кремль при Дмитрии Донском"

Следующий гордый взлет- Кремль при внуке Ивана Даниловича Калиты, великом князе Дмитрии Донском.

В то время Московский Кремль много значил не только для москвичей и жителей, окрестных сел. Услышав о приближении врага, люди из ближних и дальних городов, из Можайска, Звенигорода со сем своим имуществом и живностью укрывались за его могучими стенами. На акварели А.М. Васнецова изображен как раз такой эпизод: "Взято время перед нашествием Тохтамыша, — писал, объясняя свой рисунок, художник — на ладьях и парусных лодках население Коломны, Рязани и других местностей на юге Москвы стремится укрыться в "осадное сиденье " под защиту крепких каменных стен Кремля. Время дня — к вечеру, август месяц, собираются грозовые тучи, символизируя для Москвы приближающиеся грозу татарских полчищ.

Не красота и изящество, а мощь и крепость присущи Кремлю на акварели А.М.Васнецова. Массивные угловые башни с бойницами, высокие стены нового Кремля — символ возросшего могущества русского государства. Но как же выглядели стены и башни Кремля в то время? Мастера каменного дела были собраны отовсюду. Если работали, руководили каменотесы с севера, псковские или новгородские, то их и приемы известны. Строгие, простые, белые стены и башни — "герои" этой картины.

Белоснежные церкви на холме, белые паруса, уютные домики, зелень травы, синь воды — все говорит о мире, гостеприимстве. Но сам облик Кремля строг, суров, неприступен.

Каменный Кремль стал героем картины Васнецова.

"Московский Кремль при Иване 111"

На холме — стройные громады каменных дворцов и храмов. Как хороши Набережные палаты! Вместо глухого подклета легкие белые аркады, по-русски "кружала". Округлые стены вновь отстроенных храмов -Благовещенского, пятиглавого Успенского, нарядного Архангельского собора — он снова в лесах. Художник смотрит на Кремль с другого берега Москвы- реки, из Замоскворечья. Кремль как на ладони, белый, золотистый, красный — вот теперь его цвета. Кирпичные стены и башни блещут новизной.

Об этом Кремле Васнецов знает, пожалуй, все.

Заезжие иностранцы не раз рисовали виды поразившего их города, составляли подробнейшие планы. Да к тому же кремлевские храмы, стены и башни как были построены в 15 веке, так и строят, на тех самых местах — великие памятники русской старины. Москвичам оказался по душе новый Кремль, сооруженный итальянскими мастерами. Все было в нем крепко построено и по-русски красиво отделано. А деревянным частоколом все-таки москвичи окружили каменную твердыню. Васнецов в своем рисунке не преминул это отметить. Глаз художника зорок, цепок. Дождь окропляет Кремль, белые облака осветляют холм. Черные предгрозовые тучи, набегая, тревожно оттеняют уверенную мощь исполина. Строительство в Кремле продолжается.

Ссылка на основную публикацию
Монтаж_сайдинга_на_осб_без_обрешетки
Многих владельцев каркасных домов, облицованных плитами ОСП, интересует вопрос — можно ли крепить сайдинг на ОСБ без обрешетки. Конечно, можно,...
Можно_ли_штукатурить_зимой_внутри_отапливаемого_дома
Строительные работы требуют времени, и потому не всегда их можно провести тёплым летом. Иногда их приходится переносить на время, когда...
Монтаж_кабеля_сип_смета
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЕДИНИЧНАЯ РАСЦЕНКА ФЕР 28-03-013-01 Наименование Единица измерения Подвеска проводов самонесущих изолированных марки СИП-2, СИП-2А на опорах воздушных линий электропередачи...
Морозильник_смоленск_109_инструкция_по_эксплуатации
Общий внутренний объем, л 120 Корректированный уровень звуковой мощности, дБА, не более 46 Мощность замораживания, кг/сут 9 Температура в морозильнике...
Adblock detector